РЕГИСТРАЦИЯ

News

Уже на протяжении нескольких недель большая часть населения всей планеты находится в самоизоляции из-за
стремительного распространения новой коронавирусной инфекции. Эта вынужденная мера диктует свои условия и
правила, под которые необходимо подстраиваться, с целью, чтобы процессы, которые имели место быть в нашей жизни
до пандемии, не прекратились вовсе. Речь идет прежде всего об образовании – среднем и высшем, которое сразу на
себя «приняло удар» коронавируса.

На протяжении последних нескольких лет, многие эксперты прогнозировали о массовом переходе школ и вузов на
онлайн-образование, объясняя это практичностью и удобством как для преподавателей, так и для учащихся. Однако
никто не мог предположить, что этот переход станет именно вынужденным, а не добровольным и не каждый человек
воспримет подобный формат комфортно.

В докладе генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, опубликованном, несколько дней назад говорится о
закрытии всех школ и университетов в 166 странах мира. На сегодняшний день порядка 1,5 миллиарда детей и молодых
людей вынуждены находиться дома. Это также касается свыше 60 миллионов учителей.

53 страны уже ввели дистанционное обучение. Такой формат требует цифровизации сознания учеников, которым нелегко
адаптироваться к новым реалиям, появившихся к тому же совершенно внезапно. Всемирный банк, проводивший
исследование совместно с ЮНЕСКО, обеспокоен тем, что большая часть школьников не сможет привыкнуть к
цифровизации в обучении, прежде всего из-за сложностей с доступом в интернет.

В самом ЮНЕСКО и вовсе считают, что через некоторое время и учащиеся, и учителя столкнутся с отсутствием
мотивации к обучению. Тем не менее, невзирая на это, по мнению Организации, необходимо переводить как можно
больше предметов и мероприятий в онлайн-среду. Так как не все учителя будут способны к этому и согласны на
подобную меру, то их нужно заставлять и переучивать. Однако никто не задумывается над тем, к чему может привести
принуждение и навязывание того, к чему человек если и готов привыкнуть, то постепенно, а не сразу, как это
предлагают в ЮНЕСКО.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отмечает, что детей необходимо снабжать планшетами,
а уроки сокращать. Кроме того, по мнению ОЭСР, нужно глобализировать онлайн-обучение. Для этих целей, ЮНЕСКО
продвигает идею «открытой науки» по аналогии с «открытым обществом».

Эксперты указывают на несколько проблем дистанционного обучения. Прежде всего – это быстрая утомляемость, в
отличии от очного. Во-вторых, для продуктивной обратной связи и взаимодействия преподавателя с учащимися,
обучаемые группы должны быть меньше (а не больше), чем при очном обучении. В-третьих, возрастает роль
вспомогательных материалов, потому что преподаватель резко теряет возможности удержания внимания слушателей и
передачи информации несловесными способами, доступными при очном контакте. Иными словами, институциональное
обучение с переходом на дистант столкнулось с множеством сложностей, о которых или не задумывались, или
списывали на то, что «со временем к ним привыкнут».

30 марта состоялось онлайн-совещание представителей министерств науки, в котором приняли участие представители
122 стран. В частности отмечается о формировании Глобальной коалиции по образованию под эгидой ЮНЕСКО, которая
включает ООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ОЭСР, Всемирный банк и другие организации, транснациональные корпорации (Microsoft,
Google, Facebook), а также западные НКО и СМИ. Коалиция призвана продвигать свою модель цифрового образования по
всему миру.

При этом Всемирный банк все же признает о меньшей пользы дистанционного образования для школьников и студентов,
нежели традиционное.

Признавая технические сложности, а также достаточно острые нюансы, описанные выше, ЮНЕСКО, ОЭСР и Всемирный банк
призывают страны активно внедрять и поддерживать онлайн-образование не только на период пандемии, но и на
долгосрочную перспективу, обещая продвигать эту инициативу в глобальном масштабе. При этом никто не задумывается
о потенциальных рисках этого процесса, главным образом об уровне квалификации выпускаемого школьника или
студента, который должен применять свои навыки, полученные дистанционно, в реальной, а не виртуальной жизни.

Гусман Михаил Соломонович

Первый заместитель Генерального директора ТАСС, Председатель Российского комитета Международной программы развития коммуникации ЮНЕСКО

Дю Туа Яко

Программный специалист Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО

Борисов Алексей Николаевич

Вице Президент Всемирной Федерации ассоциаций ООН, Заведующий кафедрой ЮНЕСКО МГИМО

Чуков Роман Сергеевич

Председатель Совета, Фонд «Центр международного продвижения»

Российский комитет по вопросам этикиискусственного интеллекта –специализированный консультативныйорган открытого состава, цельюдеятельности которого является выработкаи координация подходов России кмеждународному сотрудничеству вобласти искусственного интеллекта наплощадке ЮНЕСКО. В состав Комитета вошли представители профильныхминистерств и ведомств, признанныеученые и специалисты в областицифровых и информационных технологий,руководители ведущих научных,образовательных и коммерческихструктур, вовлеченных в разработкутехнологий искусственного интеллекта ипринимавших участие в написаниироссийской Национальной стратегииразвития искусственного интеллекта напериод до 2030 г.

Широкое использование информационно-коммуникационных технологий, новыхмедиа, социальных сетей, блогов,медиаплощадок в глобальной сети длясодействия государственным органам дляосуществления функций и коммуникацийпо вопросам, связанным свнешнеполитической повесткой дняпорождают феномен «цифровой дипломатии». Виртуальные высказыванияведущих политиков и значимыхмедиаперсон, их твиты, инстаграм-постыспособны решительным образом влиять нетолько на мировоззрение отдельныхсоциальных групп, политических элит,базового электората, но и провоцироватьлокальные и глобальные конфликты ипотрясения.

Цифровая экономика и дипломатия могутвыступить в качестве новогопреодолевающего устаревающиепротиворечия взаимодополняемогоформата, как вида партнерства исотрудничества между странами.Объединение конкурентных преимуществв области информационно-коммуникационных технологий в целяхдостижения общей цели позволитвыстроить такую Евразию, которая сможет открыть новый путь для развития нетолько стран региона, но и мира в целом.

Деятельность ЮНИДО направлена наповышение качества жизни населениямира путем использования своихсовокупных глобальных ресурсов.Молодежная повестка ОрганизацииОбъединенных Наций, а такжепрограмма «ООН-Женщины»основываются на Всемирной программедействий, которая охватываетпятнадцать приоритетных областейдеятельности и содержит предложенияв отношении действий в каждой из этих областей.